Система выделения в организме определяет, что можно вывести из него, а что может быть поглощено, будучи преобразованным внутренними силами. Подобным образом в процессе обучения все, что нужно, исключается после ассимиляции, а оставшееся индивидуализируется внутренними силами. В нас рождается нечто новое. Новое здесь может означать новое понимание, новая идея, новый неожиданный взгляд. Это может быть новое чувство, оценка, сильное переживание, либо новый импульс воли, мотив, решение. Всех их объединяет то, что они носят характер семени.
Целью трех предыдущих шагов является создание предпосылок для нового рождения, которое означает превращение изученного действительно в свое собственное. Именно на четвертом шаге происходит индивидуализация обучения. Новое не означает, что вот эта мысль, эта эмоция или этот волевой импульс не существовали ранее, но теперь они заново родились в душе. Учиться — значит изменяться, поэтому обучение и развитие идентичны. Для того, чтобы произошло выделение индивидуализации, требуется активность нашего «я» в создании «из ничего».
Процесс усвоения образует необходимый для этого вакуум. Обучение взрослых фактически это пробуждение воли и она актуализируется именно здесь. Часто обучение происходит без переваривания и индивидуализации. Такой тип обучения остается поверхностным, его можно назвать ограничивающим. Он может быть полезен для интеллектуальных или практических навыков, но может производить и вредный побочный эффект, который выражается в отвердевании и фиксация частей нашего существа.
Таким образом, процесс индивидуализации – основной стержень в обучении взрослых. Подобно первому шагу восприятия можно было бы сказать, что это качество должно пронизывать все другие шаги.