Учиться по-настоящему: 7 шагов живого обучения

Знания не живут в нас, если мы просто их «потребляем».
Они становятся нашими, только когда проходят через дыхание, переваривание, индивидуализацию и рост
Размышление о настоящем взрослом обучении как живом, глубоком процессе, в котором задействованы тело, душа и воля.

Вы узнаете:
  • Почему важно не только узнавать, но упражняться
  • Чем опасен избыток теории без практики
  • Как семь жизненных процессов (дыхание, питание, рост и др.) отражают этапы настоящего усвоения
Это не просто систематизация — это приглашение учиться всей душой.
И учиться так, чтобы знание становилось новой жизнью

Люся Карклэ
Начну описывать, как происходит процесс обучения у взрослого человека. Меня этот вопрос волнует многие годы, которые я занимаюсь преподаванием.

Важно, чтобы мы могли воспринимать это сознательно и знали почему так важно практиковать - упражняться, а не только знакомиться с упражнениями: читать и узнавать бесконечное их количество, желая при этом все новых впечатлений:) Посмотрим и какую опасность таит избыточность в потреблении знаний и «оставление» их в себе без усвоения.

Для начала я перечислю семь процессов связанных с обучением.

7 процессов обучения

Мы можем сопоставить процессы обучения с жизненными процессами

1. Дыхание - Восприятие

Всякое обучение связано с наблюдением за миром. Через 12 чувств внешний мир устремляется в наше внутреннее. Часть его с помощью Я превращаем в сознательное наблюдение. При освоении чего то нового должно происходить «учебное дыхание» ,так чтобы наше внимание работало сбалансировано. Тогда оживляются активности органов чувств, чтобы мы могли воспринимать. Здесь важен ритм и он во главе всех 7 шагов.

Что то вдыхается, усваивается, и что то выдыхается в новой форме.
Дыхание прототип всего обучения, как ритм дня и ночи.

Проверьте, во всех ли процессах, где вы учитесь у вас есть место для выдоха. Или происходит другой процесс, когда есть ощущение, что я задыхаюсь от объема приходящего и «ночь», как выдох так и не приходит.

Выдох, это то, что приносит нам переживание себя как «Я есмь»,
Вдох это «Я не есмь»
(R.S.)

Если мы не выдыхаем вовремя, то можем потерять связь с собой.

2. Согревание - Связывание

На втором этапе обучения нам необходимо увеличить нашу внутреннюю активность, чтобы соединить себя с восприятием. Нужно установить некое отношение с предметом. На органическом уровне все, что слишком горячо, охлаждается. Все, что слишком холодно, согревается. В процессе обучения мы должны принимать участие в этом регулировании.

Если мы уходим в сторону от предмета, это мешает точному наблюдению. Необходимо охлаждение. Для скучных презентаций требуется теплый интерес, чтобы обнаружить главное. Каждое восприятие субъективно окрашивается одобрением или неодобрением. Нам нужно научиться сознательно контролировать это движение чувств. Тогда вырастет способность к обучению.

«Все чрезвычайно интересно, если мы достаточно в это вовлечены»

3. Питание - Переработка, переваривание

Связь между питанием нашего тела и питанием нашего духа достаточно сложно исследовать, поскольку процесс питания тела протекает в основном бессознательно.

В целом, его можно назвать разрушением. Желание, глотание и все, что происходит при метаболизме, обмене веществ направлено на полное преобразование съеденного. Для того, чтобы стать пищей для тела, она должна быть полностью разрушена, даже дематериализована.

В обучении для того, чтобы взятое новое содержание внесло свой вклад в духовное питание, наше «я» должно совершить похожий процесс. Потому активность Я должна повыситься.

Многие «пищеварительные процессы» в обучении все еще являются бессознательными, особенно у детей. Один из главных пунктов обучения взрослых – то, как они научаются в буквальном смысле «разбирать по косточкам» суть воспринятого и согретого им предмета, чтобы он действительно послужил духовной пищей.

4. Выделение (сортировка) - Индивидуализация

Система выделения в организме определяет, что можно вывести из него, а что может быть поглощено, будучи преобразованным внутренними силами. Подобным образом в процессе обучения все, что нужно, исключается после ассимиляции, а оставшееся индивидуализируется внутренними силами. В нас рождается нечто новое. Новое здесь может означать новое понимание, новая идея, новый неожиданный взгляд. Это может быть новое чувство, оценка, сильное переживание, либо новый импульс воли, мотив, решение. Всех их объединяет то, что они носят характер семени.

Целью трех предыдущих шагов является создание предпосылок для нового рождения, которое означает превращение изученного действительно в свое собственное. Именно на четвертом шаге происходит индивидуализация обучения. Новое не означает, что вот эта мысль, эта эмоция или этот волевой импульс не существовали ранее, но теперь они заново родились в душе. Учиться — значит изменяться, поэтому обучение и развитие идентичны. Для того, чтобы произошло выделение индивидуализации, требуется активность нашего «я» в создании «из ничего».

Процесс усвоения образует необходимый для этого вакуум. Обучение взрослых фактически это пробуждение воли и она актуализируется именно здесь. Часто обучение происходит без переваривания и индивидуализации. Такой тип обучения остается поверхностным, его можно назвать ограничивающим. Он может быть полезен для интеллектуальных или практических навыков, но может производить и вредный побочный эффект, который выражается в отвердевании и фиксация частей нашего существа.

Таким образом, процесс индивидуализации – основной стержень в обучении взрослых. Подобно первому шагу восприятия можно было бы сказать, что это качество должно пронизывать все другие шаги.

5. Усвоение - Практика (упражнения)

Типичным переживанием в процессе обучения является то, что у нас часто появляются взгляды, ощущения, импульсы, которые исчезают или забываются.
Для того, чтобы их удержать, необходимо повторять.
Повторять – это значит практиковать. И так, через постоянную ритмическую повторяемую обучающую деятельность, новое зерно постепенно внедряется в наше существо. Забота о его развитии требует благоговения, ухода, благоприятного окружения, любви к практической деятельности. Иначе, как и в случае с растением, маленький росток не выживет.

За практикой должна стоять мотивирующая сила, индивидуализация и цель развития новой способности. Если нет мотивирующей силы, практика может стать чем-то вроде ограничения, приносящего свои результаты только в интеллектуальном (абстрактно). Это не даст возможности развиваться новой способности. В теле жизненный процесс поддержания происходит ночью посредством таинственных средств регенерации, когда потребляющие витальные силы нашего дневного сознания заменяются свежими жизненными силами. В обучении мы должны сами позаботиться об этом, проделывая упражнения, которые оживляют, а не замораживают.

6. Рост - Рост способностей

Все, что есть живого в теле умирает и обновляется. Другими словами, растет.

Существует три принципа, характерные для этого жизненного роста: полярность, развитие, изменение.

Упражнения никогда не являются целью, они средство для роста духовной способности.

Внешнее упражнение должно быть заботой, должно умереть, чтобы нечто новое смогло появиться внутри. Упражнение само по себе редко приводит к умению. Поэтому конфигурация упражнений, включающая полярность развития всеобщей структуры, несет в себе возможность облегчить рост новой способности. Последнее развивается медленно, никогда не бывает законченным и проявляется в изменении взаимосвязанных упражнений.

Рост – это музыкальный процесс, гормонные упражнения, демонстрирующие синтез. Третий шаг ассимиляции несет в себе нечто аналитическое и разделяющее. В росте же проявляется аспект синтеза. Постоянно происходит трансформация конкретного упражнения в лучшую способность.

7. Воспроизведение - Создание нового

Так же, как и жизненные процессы, в теле воспроизведение означает повторение, то есть является образным видом умножения. В учебном процессе вопрос состоит в том, действительно ли создается что-либо новое в результате прохождения шести предыдущих шагов?

Укрепленная или новая способность должна делать возможность реализоваться нечто по-новому. Это также означает, что от шести предыдущих шагов зависит, будет ли результат повторений или новых достижений.

Я должно быть творческим на всех шагах, однако на седьмом шаге Я творит одновременно шестью другими шагами так, чтобы результат у нас стал большим, чем просто сумма шести шагов.
Структурируя 7 шагов, восприятие (первый шаг) и создание нового (седьмой шаг) можно рассматривать как полярность вдоха и выдоха учебного материала. Индивидуализация (четвертый шаг) середина, создающая момент перехода между вдохом и выдохом. Согревание, (второй шаг), середина первый трех шагов, а Рост (шестой шаг) середина трех последних, рост новых возможностей подпитывается новым теплом, рожденным из энтузиазма.